Стратегия социально-экономического развития Токаревского района до 2020 года определяет основные направления деятельности, ориентированные на формирование нового качества жизни, которое обеспечивается всеми сферами деятельности, в том числе и развитием системы современного образования.
Развитие сети образовательных организаций обеспечивает, с одной стороны, эффективное использование имеющихся в сфере образования ресурсов, с другой – способность данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи, обеспечивать необходимое качество образования.
На территории района функционируют 2 базовые школы, 18 филиалов, одна организация дополнительного образования, 4 дошкольных организации.
Численность обучающихся в 2014-2015 учебном году составляет 1369 человек. Средняя наполняемость классов в районе составляет 12,4 человека: в рабочем поселке составляет – 20,5 человека, в сельской местности – 7,6 человек. Количество обучающихся, приходящихся на 1 педагогического работника в общеобразовательных учреждениях района, составляет – 7,1, количество обучающихся, приходящихся на одного учителя – 8,8.
Сегодня сеть образовательных организаций практически сбалансирована. Работают модели школ, доказавшие свою эффективность: социокультурные комплексы, «школа полного дня», создаются условия для дистанционного обучения детей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014-2015 учебном году введена новая модель профильного обучения – университетский класс (МБОУ Токаревская СОШ № 1, МБОУ Токаревская СОШ № 2) на основе заключенного договора с Мичуринским государственным аграрным университетом с охватом 34 чел., продолжают обучение обучающиеся старших классов района в колледж-классах на базе ТОГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности» (МБОУ Токаревская СОШ № 2, филиал МБОУ Токаревской СОШ № 1 в с. Троицкий Росляй), действует физико-математический профиль (МБОУ Токаревская СОШ № 1). Общий охват профильным обучением составляет 84% (105 обучающихся).
Необходимым звеном при формировании сети общеобразовательных организаций стал подвоз детей. Начиная с 2011 года, район ежегодно пополняет парк школьных автобусов за счет федеральных и региональных средств. В 2015 году на школьных маршрутах работают 16 единиц школьного автотранспорта, которые осуществляют подвоз 335 (25%) детей по 21 маршруту.
В дошкольных образовательных организациях района воспитывается 263 ребенка. На протяжении последних лет в районе активно решались задачи обеспечения доступности дошкольного образования, созданы вариативные формы дошкольного образования в образовательных организациях, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества.
Как результат, 81,9 % детей в возрасте от 1 до 7 лет охвачены услугами дошкольного образования (78 % средний по области), охват вариативными формами дошкольного образования в районе составляет 55,7 %.
Какие бы идеальные законы и стратегии развития образования не принимались, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Поэтому создание условий для повышения профессионального уровня, развития творческого потенциала, формирования современного имиджа учителя считается одной из основных задач муниципальной системы образования.
По состоянию на 01.09.2014 в учреждениях образования района работают 229 педагогических и руководящих работников, в том числе учителей. В поселке работает 101 человек, в сельской местности 116.
Доля педагогов имеющих высшее образование в районе остается стабильной и составляет 81 % (186 человек). Доля педагогов, имеющих высшее образование, из числа работающих в общеобразовательных организациях составила 88,1 % (170 человек). Доля педагогов, имеющих высшее образование, из числа дошкольных образовательных учреждений – 47 % (14 человек), а из числа дополнительного образования – 43 % (3 человека).
Отделом образования администрации района определены цели и задачи развития муниципальной системы образования на среднесрочную перспективу, направленные на реализацию государственной политики в области образования. Стратегическим направлением модернизации образования остается внедрение новых ФГОСов общего образования и внедрение ФГОСа дошкольного образования.